инженерный блог компании "Системный подход"

Общие правила монтажа воздуховодов

1. Общие положения (блок схема процесса).
2. Коротко о такелажных работах.
3. Монтаж горизонтальных и вертикальных металлических воздуховодов.
4. Монтаж воздуховодов в межферменном пространстве.
5. Монтаж в межколонном пространстве.

1. Общие положения по монтажу систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

Монтаж систем вентиляции – это работы, требующие выполнения профессиональными специалистами в данной области. Сегодня за прокладку систем вентиляции зачастую берутся совершенно не квалифицированные люди за низкую цену. Конечный пользователь заинтересован в снижении разовых затрат, и это можно понять. Однако мало кто задумывается о затратах, которых потребуют исправления ошибок, которые были допущены на этапе монтажа и выявились только спустя нескольких недель, месяцев. Результат предугадать не сложно: итоговая стоимость объекта приблизиться к той, которая могла быть с самого начала, но без затрат времени, сил и нервов на переделку.

Залог качественного монтажа – это качественный проект. Все работы должны проводиться в точном соответствии с проектом и монтажными чертежами. Для выполнения монтажных работ рекомендуется разработка отдельного проекта производства работ (ППР). Данный проект особенно необходим, когда монтаж системы происходит параллельно с строительными или другими монтажными работами. ППР должен согласовывать графики всех участников строительства, чтобы не происходило простоев рабочих.

Ниже приведена общая блок-схема, отражающая основные этапы выполнения работ по монтажу систем вентиляции и кондиционирования и порядок их следования.

Монтаж воздуховодов
2. Коротко о такелажных работах.

Неотъемлемой частью работ по монтажу систем вентиляции и кондиционирования являются подъёмно-транспортные операции по перемещению воздуховодов и оборудования в пределах монтажной зоны. Данные работы носят опасный характер, поэтому они должны выполняться в строгом в соответствии с ППР, в котором отражаются все вопросы безопасной организации работ.

Все грузоподъёмные приспособления должны иметь клеймо (паспорт завода-изготовителя) с указанием грузоподъёмности и даты выпуска. Диаметр тросов должен соответствовать массе поднимаемого им груза.

Пример: для подъёма груза четырьмя канатами на одном крюке крана при угле между канатами 45 градусов диаметры должны быть не менее:

8,5 мм – груз 1 т;
11,5 мм – груз 2 т;
13,6 мм – груз 3 т;
15 мм – груз до 5 т.

Ниже показаны виды строп для поднятия крюком.
а) – облегчённый стальной строп с петлями;
б) облегчённый стальной строп с крюками;
в) двухветвевой стальной строп;
г) четырёхветвевой стальной строп.
До работ допускаются лица не моложе 18 лет. Минимальное расстояние от поворотной платформы или стрелы крана до ограждающих конструкций должно быть не менее 1 м. Перед началом работ по монтажу производитель работ обязан сделать запись в соответствующем журнале о том, что все используемые грузоподъёмные механизмы и приспособления проверены и испытаны.

При обвязке грузов необходимо руководствоваться типовыми схемами строповки и соблюдать следующие базовые правила:

- проверять правильность установки такелажных средств путём пробного подъёма на высоту 200-300 мм. Начинать подъём только в случае, если стропы натянуты равномерно, груз сбалансированно подвешен и затяжка узлов и петель одинакова.

- Стропить вент. оборудование и воздуховоды таким образом, чтобы подача их к месту монтажа была наиболее близка к проектному расположению.
- стропить листовой и сортовой металлопрокат универсальными или облегчёнными стропами. Под острые углы в местах соприкосновения металла с стропом подкладывать деревянные бобышки.
- удерживать поднимаемый груз от вращения посредствам оттяжек из пеньковых или стальных канатов соответствующего диаметра. Применять две оттяжки для укрупнённых узлов воздуховодов, поднимаемых горизонтально.
- перед подъёмом осмотреть воздуховоды и фасонные части изнутри на предмет отсутствия льды, кирпичей и любого другого строительного мусора, который может выпасть при подъёме.
- стропить вент. оборудование только за специально предусмотренные производителем проушины. Если их нет –за несущую раму, на которой смонтировано оборудование
3. Монтаж стальных горизонтальных воздуховодов.

Воздуховоды, предназначенные для транспортировки увлажнённого воздуха, монтируются с уклоном 0,01-0,015 в сторону дренажных устройств. При этом продольный шов не должен быть размещён снизу.
Болты всех фланцевых соединений должны быть затянуты до отказа, все гайки должны располагаться с одной стороны от фланца.
Между фланцами воздуховодов должны устанавливаться прокладки. Прокладки не должны выступать внутрь воздуховодов, и должны обеспечивать плотность соединения.
При температуре воздуха до +70С и с содержанием пыли и других не агрессивных механических загрязнителей материалом прокладок может быт поролон, ленточная пористая или монолитная резина толщиной 3-5 мм.
При температурах свыше +70С спец. уплотнители типа асбестового картона.
При транспортировке воздуха с парами кислот, в качестве уплотнителя применяется кислостойкая резина или кислостойкий пластик.
Для герметизации стыков рекомендуется применять силиконовый герметик в паре с самоклеящейся алюминиевой лентой.

- Порядок действий рекомендуется следующий:
- Разметка мест монтажа средств крепления
- Сверление отверстий под установку средств крепления (пристрелка закладных деталей)
- Монтаж средств крепления воздуховодов
- Устройство лесов и подмостков, приведение грузоподъёмных механизмов в рабочее положение
- Сборка участков воздуховодов в укрупнённые блоки, покрытие воздуховодов теплоизоляционным материалом
- Определение центра тяжести монтируемого блока пробным подъёмом на 200-300 мм
- Привязка оттяжек
- Подъём блока на проектную высоту и установка на ранее смонтированные крепления
- Проверка на соответствие проекту и скрепление с ранее смонтированным блоком
- Снятие строп, перенос такелажных средств к следующему участку

4. Монтаж воздуховодов в межферменном пространстве.

Основным затруднением при монтаже воздуховодов в межферменном пространстве является то, что ограниченное расстояние между стропильными фермами покрытия и металлические связи нижнего пояса мешают простому поднятию укрупнённых блоков воздуховодов. Вариант решения данной проблемы приведён на нижеследующей схеме.
5. Монтаж воздуховодов в межколонном пространстве.

Тут мы рассмотрим случай, если колонны выполнены из ферм. Тогда монтаж начинают с установки в колоннах временных патрубков, которые крепят к колоннам. Фланцы патрубков должны быть открыты для присоединения к ним. Звено воздуховода поднимают через блок в необходимое положение и соединяют с патрубками.











В статье использовались материалы книги
Монтаж, эксплуатация и сервис систем вентиляции и кондиционирования воздуха : учебно-справочное пособие / [С. И. Бурцев [и др.]] ; под общ. ред. В. Е. Минина .— Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Профессия, 2007 .— 370 с.: ил. ; 24 см .— Авт. указаны на обороте тит. л. — Библиогр.: с.365-370 .— ISBN 978-5-93913-159-9.