Причины
Разморозка теплообменника
Самой частой причиной протекания теплоносителя из теплообменника является "разморозка". Так на профессиональном языке называют процесс замерзания теплоносителя внутри теплообменника и последующий разрыв стенок медных трубок теплообменника. Когда жидкость замерзает, она расширяется в объёме. Если свободного объёма нет, то она начинает создавать избыточное давление на стенки медных трубок, которые не выдерживают и, в конце концов, разрываются. Детектировать такую ситуацию очень просто: если края разрыва рваные и вывернуты наружу, то можете смело говорить о разморозке теплообменника.
Причины замерзания теплоносителя могут быть следующие:
1) Теплообменник не слили после окончания зимнего сезона.
По нормам эксплуатации, из жидкостных теплообменников необходимо полностью сливать теплоноситель и продувать их воздухом после завершения сезона их работы (зимнего периода для нагревателей и летнего периода для охладителей), если не предусмотрено их круглогодичной работы.
Если не слить теплоноситель из теплообменника и оставить его заполненным, например, на лето, то кроме повышения риска корродирования металла и засорения теплообменника за лето ничего не произойдёт. Однако при наступлении переходного периода года, когда нагревание воздуха ещё не требуется, но в ночные период температура наружного воздуха может опускаться до 0С, данный теплообменник будет обдуваться холодным воздухом. При этом находящийся в теплообменнике теплоноситель обязательно замёрзнет и разорвёт стенки трубок.
2) Некорректно работает автоматика.
Но современным нормам каждый теплообменник должен быть подключён к узлу регулирования. Данный узел выполняет задачу управления температурой и расходом теплоносителя через теплообменник. Если система автоматического регулирования дала сбой, то клапан подачи теплоносителя может закрыться полностью или частично. Это приведёт к снижению скорости теплоносителя в теплообменнике или же полной остановке его протока. В это время теплообменник будет продолжать обдуваться холодным уличным воздухом с температурой до -35 С.
3) Неправильное расположение капиллярного термостата.
Данная причина известна далеко не всем и знают о ней только опытные сервисные инженеры.
Практика эксплуатации приточных установок показывает, что воздушные клапаны, в большинстве случаев, не являются полностью герметичными и через них возможен минимальный проток воздуха, даже, когда они полностью закрыты.
В этом случае, клапан закрыт, но существует незначительный перепад давлений воздуха в помещении и на улице, то через такой клапан будет происходить минимальный подсос холодного воздуха. Холодный воздух будет распространяться по дну центрального кондиционера. Если капиллярный термостат установлен так, что он не покрывает полностью площадь оребрения теплообменника, а захватывает только центральную часть, то сигнала о недопустимой температуре воздуха не поступит. Нижние трубки теплообменника будут находиться в зоне холодного воздуха и теплоноситель в них замёрзнет.